Ребенок, поступающий в школу должен знать:
- Свое имя, отчество и фамилию.
- Дату рождения.
- Домашний адрес, телефон.
- Свой город и его главные достопримечательности.
- Страну, в которой живет.
- Имя, отчество и фамилию родителей, их профессии.
- Времена года, последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года.
- Домашних животных и их детенышей.
- Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
- Транспорт наземный, водный, воздушный.
Ребенок, поступающий в школу должен уметь:
- Четко произносить все звуки.
- Различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты и ягоды.
- Уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).
- Внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут.
- Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
- Запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
- Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).
- Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
- Свободно считать до 20, обратно от 10; выполнять счетные операции в пределах десяти.
Специальные практические умения, необходимые в будущем первокласснику.
- Ориентироваться на странице тетради;
- Пользоваться часами без секундной стрелки
- Устно пересказать то, что прочитал или прослушал;
- Уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не перерывать без извинения двух говорящих людей;
- Умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- Умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
- Умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
- Умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
- Умение выполнять действие классификации;
- Умение строить простейшие умозаключения.
Навыки учебной деятельности.
Мотивационная готовность ребенка к школе.
- Умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
- Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
- Усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
- Основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
- Умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать;
- Умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
- Каков уровень организованности и самостоятельности;
- Каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).
Подготовка ребенка к школе – сложный и трудный процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логически мыслить, тем проще ему будет учиться в школе! Удачи Вам!