Готовность дошкольника к обучению в школе

Ребенок, поступающий в школу должен знать:

  • Свое имя, отчество и фамилию.
  • Дату рождения.
  • Домашний адрес, телефон.
  • Свой город и его главные достопримечательности.
  • Страну, в которой живет.
  • Имя, отчество и фамилию родителей, их профессии.
  • Времена года, последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года.
  • Домашних животных и их детенышей.
  • Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.

Ребенок, поступающий в школу должен уметь:

  • Четко произносить все звуки.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты и ягоды.
  • Уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).
  • Внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут.
  • Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
  • Запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).
  • Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
  • Свободно считать до 20, обратно от 10; выполнять счетные операции в пределах десяти.

Специальные практические умения, необходимые в будущем первокласснику.

  • Ориентироваться на странице тетради;
  • Пользоваться часами без секундной стрелки
  • Устно пересказать то, что прочитал или прослушал;
  • Уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не перерывать без извинения двух говорящих людей;
  • Умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
  • Умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
  • Умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
  • Умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
  • Умение выполнять действие классификации;
  • Умение строить простейшие умозаключения.

Навыки учебной деятельности.

Мотивационная готовность ребенка к школе.

  • Умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
  • Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
  • Усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
  • Основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
  • Умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать;
  • Умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
  • Каков уровень организованности и самостоятельности;
  • Каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного). 

Подготовка ребенка к школе – сложный и трудный процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логически мыслить, тем проще ему будет учиться в школе! Удачи Вам!